Одесса. 2007 год. Intro.

Сама поездка состоялась десять лет тому назад. И была это поездка «пешая». Но тем не менее, что в 2013 году, что сейчас, не смотря на то, что произошло там в 2014 году, меня не покидает надежда когда-нибудь сесть на мотоцикл и доехать туда более вдумчиво.

Ну шо таки расссказать вам за Одессу? В целом, я был там в 2005-м году, но должным образом к этому явлению природы не подготовился. Да и пять дней, надо сказать, срок не очень большой. Ни тебе толком моря, ни города, ни людей: одна большая съёмная комната у неких местных, и привет.

В этот раз вышло совсем другое кино. Якорь бросил, собственно, в городе, на квартире старого одессита, по совместительству музыканта и просто хорошего человека со звучным именем Б.Г.Жук. Общаться с людьми, коим от тебя практически ничего не нужно, кроме внимания и каких-нибудь новостей — не в пример легче, чем с «коммэрцией». Знаю, до меня за Одессу и всё, шо с ей связано, «боянила» куча народу. Постараюсь особо не банальничать, как всегда, ничего не обещаю.

Ну, и пара-тройка картинок с борта ржавого корыта по имени Фудж — это как всегда, с меня.

Люди

То, что люди, в славном граде проживающие, в основном, юморные, ни для кого не секрет. Правда, это не значит, что вот вышли вы, к примеру, от Б.Г. на улицу, и сразу же начинается цирк шапито. Скорее, их юмор проявляется в каких-то ситуациях, при контакте. Как и у других, более простых смертных. Но это качественно другой юмор: люди импровизируют, сочиняя на ходу. Теперь я не удивлён, почему этот ихний Жванецкий стал целой головой в наших зомбоящиках.

Он просто всё тщательно записывал.

Примеров есть целых два.

Стою я как-то возле местной поликлиники где-то по улице лейтенанта Шмидта, жду чью-то очередь — ну, чтобы даром времени не терять, запалил трубку. Курю, стало быть, ароматическим табаком местность облагораживаю. Тут подходит ко мне чудачка и молвит нечто вроде: «Молодой человек, можно с вас огня, — тут я вынимаю спички, — аха, спасибо, а то уж я подумала, шо у вас нету, может, эти ваши трубки сами собой зажигаются …». После этой пламенной речи проходит секунды три моего полнейшего ахуя пополам со ржачем, и я отвечаю что-то типа: «Клинические испытания показали, что для курения трубки надо всё же поджигать».

Второй — еду я как-то в тамошнем трамвае.

В отличие от наших трамваев или автобусов, где уже почти везде стоят электронные грабли, в Одессе везде ходят кондукторы. Проезд на трамвае или автобусе стоит, если я всё помню правильно, полгривны (одна гривна равна примерно пяти с половиной наших деревянных рублей). Кондуктор — женщина. Еду вместе с девушкой куда-то в сторону вокзала. Я достаю из широких штанов бумажку достоинством в двести гривен. Протягиваю кондукторше. У девушки, которая родом с Одессы, глаза на лоб полезли, взгляд кондукторши выражал недоумение всего одесского населения. Получилась такая мощная пауза, что ей, должно быть, мог завидовать Аркадий Райкин, или кто-нибудь калибром помельче, например, Хазанов. Я потом уже разобрался, что так поступать не стоит даже с таксистами.

Ну фигли, приезжий, шо с меня взять?

Да, и ещё — таки натолкнулся на несколько, скажем так, явлений социального характеру. В Москве практически не сталкивался. Например, в том доме, где я жил, в каждом подъезде стоят металлические двери. Они запираются на ключ. Домофоны там кое-где есть, но распространены не так, как у нас. Я спрашивал Б.Г., давно ли такая штука у них — старик говорил, что очень давно. Отправляясь куда-то по делам, видал вообще невиданное (во всяком случае, в Москве) диво: жильцы сами белили и красили свою площадку. Плюс, в каждом подъезде — и это точно по всему городу, во всех домах — на первом этаже всегда есть указатель квартир.

Ошибиться дверью невозможно.

Кстати, по поводу курения. И заодно людей, контролирующих поставки этой отравы в город. Скорее всего, не только этот.

На картинке пачка «Camel» и трубочного «Mac Baren» — оттуда. Пачка «Аполлона», соответственно, наша. У нас всё так как-то скромненько, мол, курение вредит здоровью, да ещё и одна десятая пачки надпись эта занимает. Не особо видно, короче. Здесь же видно чётко, что треть. Более того, почти нигде на улицах я курящих не встречал. Как будто почти все они вымерли, а я тут как последний паровоз :).

Чувствуется размах и широта натуры. Будешь курить, гражданин — упадёт и не встанет. Да ещё и с сердечком возникнут нелады, не говоря уже о раке лёгких. Или чего-нибудь ещё.

Рэчь одесситов много раз где прозвучала, но не везде так, как в реале.

Их язык — дикая помесь российской (или украинской) базы, с отдельными вкраплениями
российских или украинских словечек (в зависимости от того, какая база кому удобнее). Плюс, конечно же, эти извечные «таки да», «так шо ж вы думаете», «чудаки» (или «чудачки» — это там как бы аналог наших «мужчин» и «женщин», кстати, а не ругательство :)). И прочим, отдалённо похожим на диалект последователей учения
великого Петра Петровича Кащенко. Мой проводник в этом городе называл эту смесь «суржиком».

Плюс, скорость.

Говорят как из пулемёта, очень быстро, так что, для того, чтобы достоверно копировать одесский акцент, надо очень долго и упорно тренироваться. Желательно — в среде. Сами по себе чудаки там очень красивые, особенно чудачки :)). Когда едешь в транспорте, на тебя не стесняются смотреть, взгляд открытый, юморной и очень хитрый. Не то что тут. Хотя, есть, конечно, исключения.

Транспорт

Как и в Москве: автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутки.

Проезд по меркам Москвы, недорогой: полгривны на первых, вторых и третьих, 1.25 или две на четвёртных. Супротив наших пятнадцати деревянных (или уже двадцати пяти?). Маршруты у них двух типов: жёлтые и голубые «ISUZU» и белые «Mersrdes Benz». Почти в любом можно увидеть приколы типа «водитель не осьминог, всем сразу сдачи дать не может», «хотите выйти — кричите», «остановка где-то здеся будет где-то тама». Как назло, с корытом получались такие расклады: либо у него садился аккумулятор, либо просто не брал, либо народу столько, что фиг достанешь, а ежели достанешь — фиг
снимешь. Метро там пока что нет, да и не думаю, что оно там сильно нужно.

Продукты, цены и прочие радости жизни

Как уже говорилось, основные тугрики там — гривны. Сменять рубли на гривны не проблема, почти кругом обменники. Только система обмена там весьма оригинальная, я даже поначалу как-то не въехал. Цитата почти с любого обменника (подчёркиваю особо, на дворе стоял 2007 год):

рубли  покупка   продажа
           194       198    

Означает сие, что в обменнике за тонну рублей дают 194 гривны. Причём, курс этот в разных точках города может быть равен и 194, и 192, и 190. То есть, если вы великий комбинатор и у вас есть лишний миллион деревянных, вы таки можете немного зависнуть в городе и маленько подзаработать на разнице, мотаясь туда-сюда.

Продукты питания. Некоторые из них растут на деревьях везде по городу.

Шелковица (это что-то похожее на малину, только на деревьях, белое и фиолетовое, на вкус похоже на сладкую органическую субстанцию без специфических привкусов :), вишня, абрикосы, груши, виноград. Висит — и нафиг никому не нужно, кроме птиц. Некоторых можно таки запросто поймать и сварить, но об этом чуть позже.

Цены на всё — во всяком случае, на еду и одежду — раза в полтора, а то и два ниже московских. То, что лежит в дорогих бутиках по полторы тонны баксов у нас, там стоит в тех же бутиках $750. Соответственно, на рынках (там это называется «Седьмой километр» 🙂 ещё чуть-чуть дешевле. Пиратство просто процветает пышным цветом, что иногда тоже не может не радовать.

На самом деле, ничего удивительного: через море Турция. Так что, ежели вдруг кому-то приспичит к зиме или осени купить какую-нибудь шубу, или более-менее нормальную кожаную куртку — поезжайте туда чуть ближе к середине лета :)).

Насчёт мототехники, компов и всего цифрового как-то не довелось интересоваться, но скорее всего, не сильно ниже московских. Сомневаюсь, что их производят в Турции.

Хотя, как знать, как знать …

Вы таки не поверите: там пообедать (точнее, поужинать :)) в более-менее нормальном ресторане стоит примерно столько, сколько в Москве в каком-нибудь общепите типа «Ёлок-палок» или (не дай Кришна, конечно) в Маке. Но, вместе с этим, там и зарплаты чуть ниже раза в два, а то и в три — во всяком случае, у тех, кто работает за зарплату.

Сам по себе город живёт с двух вещей: коммэрция и туризьм (что, по сути дела, та же коммэрция, только ориентирована на приезжих). На вокзале вас тут же «подхватывают» сдаватели комнат и квартир, таксисты (ну, это как везде). За тридцать убитых енотов, в принципе, можно снять, конечно, чего-нибудь жилое, не сильно удалённое от центра.

Но можно действовать гораздо хитрее: вписками. Время от времени некоторым одесситам надо в Москву, к примеру. Некоторым москвичам можно их у себя вписывать — и равноценный обмен получается, и полноценный контакт имеет место быть.

Экскурсоводы гордо стоят, ждут и, надо сказать, отбою от страждущих у них нет. А там есть на что посмотреть, помимо самого города. Например, съездить на Хаджибейский лиман, или прогуляться по Дунаю, или — посетить тамошние катакомбы. Конечно, экскурсия по катакомбам совсем не то, что погружение туда с каким-нибудь знающим их местным чёртом, но тем не менее, оно того стоит.

Что таки можно посетить в первую очередь?

Сначала, надо думать, пляжи. Температура там дай Кришна если двадцать семь, до моего приезда чуть ли не пятьдесят градусов стояло. Вам по-любому надо охладить систему. Иначе просто не жить, перегрев мозга — страшная вещь.

Из пляжей — однозначно Дельфин, однозначно Тринадцатая и Одиннадцатая станции Фонтана. В Аркадию идти купаться не советую: это что-то типа Лас-Вегаса местного значения, и хоть водичка и берег там вполне ничего, вас может задолбать обилие всякоразных навязчивых сервисов (я называю этих коварных ребят Топчанно-Матрасной Мафией :)), а также наличие шумахеров на аквациклах, катерах и местами яхтах (с какого-то времени хрень без паруса с мотором, правда, по форме реально похожую на яхту, стали называть яхтой). Поясню: коммэрция знает, что это место — как бы эпицентр разнообразного развлекалова для приезжих — не только россиян, но и немцев, французов, англичан, штатников. Там таки очень большая концентрация созданий гламурно-силиконовой конфигурации.

Перед заезжими барышнями принято заезжими же вьюношами (пардон за мой французский), выёбываться. Поэтому частенько обладатели моторно-плавающих средствов, точнее, те из них, которые совсем идиоты, любят профырчать перед волнорезом. То есть, если вы глубоко нырнули, всплываете на поверхность и вас нечаянно (ещё раз прошу пардону за мой французский) ёбнуло что-то очень большое и тяжёлое, знайте: вы, должно быть, в Аркадии. Вечером — совсем другое дело, но это касается только клубов, ресторанов и только их. Но Одесса не с них начинается, и отнюдь не ими заканчивается.

После пляжей, чуть ближе к вечеру, часиков так в шесть или семь, можно смело рулить на Дерибасовскую. Дерибасовская — это аналог нашего старого Арбата. Собственно, те же яйца, только вид сверху: художники, фотографы, ребята с экзотическими зверюгами, музыканты, сувенирщики. Но главное, конечно, там само ощущение места, особенно под вечер, когда начинает темнеть. Тогда Дерибасовская начинает прямо-таки полыхать огнями, а некоторые музыканты, в особенности один бывалый скрипач с электрическим вариантом девайса — знают своё дело. И потом, там часов в девять включают музыкальный фонтан. Тоже достойная штука, хоть вода немного не попадает в такт :).

Дерибасовская стоит того, чтобы походить по ней слегка вперёд и обратно, присесть где-нибудь в «Буффало» или «Гамбринусе», выпить чего-нибудь освежающего типа пива или вина, чем-нибудь закусив — и тогда со спокойной душой можно топать на Морской Вокзал («Морвокзал», но мне почему-то удобнее называть его просто «Порт»).

Жаль, совсем не было времени на Молдаванку — уж больно там дворики колоритные.

И ещё … вдруг кто знает. Там, почти у каждого входа в классический одесский дворик, непременно стоят одна или две чугунные болванки — вроде таких здоровенных столбов высотой чуть выше колена, диаметром дюймов четырнадцать.

Их можно было бы принять за штуковину под названием «кнехт» — за них, во всяком случае, во славном граде Москва, швартуются посудины из числа речного флота.

Возможно, в Одессе за них швартовались когда-то лошади? 🙂

Продолжение — здесь.



Рейтинг@Mail.ru