«Грудь четвёртого». Статья.

                                                          ("Молодёжная газета", 6 августа 2000 года)
Маленький пухленький человечек в военной форме ходит и выкрикивает команды, а рота слушает его.

—Рота, равняйсь!

Сто двадцать пять человек поворачивают головы направо, но как-то не так, как надо.

—Отставить! Равняйсь — это значит каждый должен видеть грудь четвертого человека! — сквозь зубы чеканит подполковник.

После третьей попытки все наконец-то выполняют команду.

—Смирр-на! Равнение на середину!

Затем следует команда «кругом». Но тут опять возникают некоторые трудности, поскольку поворачиваться нужно по часовой стрелке, а не против нее. А у тех, кто все-таки повернулся как надо, после старательного разворота наступает некоторая дискоординация, что приводит к небольшому замешательству в рядах. Тогда операция повторяется. Это длится и длится, пока вся рота не выполнит все команды правильно, но до этого еще надо и дожить. Мимо проходят вездесущие студентки и смеются. Зря они это делают — это вам не хухры-мухры, а военная кафедра. Как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последним.

—Здравствуйте, товарищи студенты!
—ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЕМ, ТОВАРИЩ ПОДПОЛКОВНИК!!! — разрывает коридор многоголосое существо, услышав которое, студентки поспешно удаляются.
—Студент Сидоров! — выплевывает подполковник.

Молчание. Студент Сидоров не знает, что ответить — может быть, в наши ряды затесался однофамилец.

—Два тебе по строевой подготовке, Сидоров. «Я» надо говорить, когда к тебе начальник обращается. — Студент Буттылаев!
—Я — радостно отзывается Буттылаев. Он у нас один.
—Молодец. Пять тебе по строевой подготовке. Назначаю тебя дежурным по роте.

Грустное и выразительное молчание.

—А вот за это — три. «Есть» надо отвечать.
—Есть!
—Ладно, четыре. Все, надеюсь, купили воинские уставы?

В ответ не доносится ни звука, но в этот момент звенящей тишины становится ясно — не все. Хотя «война» (так промеж себя мы называем эти занятия) началась в сентябре, мало кто приобрел эту книгу — а на дворе декабрь.

—По местам занятий разойдись.

И мы расходимся по местам занятий, где преподаватели в военной форме читают нам курс лекций — в основном по видам, типам и способам связи. Вообще-то связь — штука интересная, но , как это водится, в каждом предмете есть свои достоинства и недостатки. Сегодня роте предстоит решить не самую легкую задачу — пройти контрольный рубеж.

Ох уж этот рубеж! Такого с нами не случалось еще со времен первого класса, когда учили таблицу умножения, когда учитель вдруг ни с того ни с сего уставится в упор и гаркнет: «Семьювосемь?!». Тут происходит почти то же самое, только с небольшой разницей — роль таблицы умножения играет достаточно большой кусок материала, который подполковник успел начитать. А поскольку большинство из нас устроено таким образом, что читать этот самый материал нам совершенно недосуг (ну, можно просмотреть перед сном ради приличия ), то рубеж вызывает опять-таки некоторое замешательство в наших рядах. О нет, не подумайте, пожалуйста, что мы такие лентяи и лоботрясы (хотя отчасти и так), просто у всех нас есть свои проблемы. У кого-то — с учебой, у кого-то с работой. Ведь согласитесь, обучаться одновременно на двух кафедрах и подрабатывать — довольно сложное занятие, особенно когда от этого подрабатывания зависит заполненность холодильника, горение света и газа.

—Взвод, встать! — командует дежурный по взводу.

Мы встаем, и каждый, наверное, задумывается над смыслом этой команды. Понятно, конечно, что дисциплина превыше всего, но не до такой же степени. Говоря по существу, это надоедает.

—Смирно! — снова звучит приказ. И вот так — каждый перерыв.

Затем, пытаясь следовать по всем правилам воинского устава, дежурный по взводу докладывает командиру:

—Товарищ подполковник, взвод Э-432 в составе …
—… восемнадцати, — раздается спасительный шепоток.
—… в составе восемнадцати человек к занятию готовы. Все присутствуют. Докладывал студент Буттылаев.

—Только не забывай разворачиваться лицом к взводу. Садитесь, — отвечает командир.
—Можно, садись, — командует дежурный. По уставу команды должны дублироваться, но хоть убей — непонятно, зачем. Наверное, тоже для порядку.

На подготовку к зачету дается два часа, и именно в это время каждый выкручивается, как может. Большинство листает свои тетради с лекциями, а кто-то, хитренько так улыбаясь, бросает многозначительные взгляды на пакеты с чем-то продолговатым. В общем-то, сдавать это несложно, просто кто-то хочет уйти пораньше, ведь работа не ждет.

За эти два часа в голову приходят самые разнообразные мысли. Неизменно перед глазами всплывает лицо человека, с участием которого подписывали контракт с военной кафедрой. Дело даже не в лице, а в том, что оно сказало: вероятность попадания в вооруженные силы российской федерации равна половине процента (из ста). То есть, мы просто «проходим» нашу военную специальность, и уходим в запас, поскольку армией наша специальность не востребована. С одной стороны это хорошо, а с другой — ни в какие ворота не лезет. Значит, мы, будущие лейтенанты, не нужны этому государству, а кто-то ведь набрал штат преподавателей, выделил им денег на существование. За полпроцента. Тоже, наверное, порядка ради. Можно сказать и так — чтоб было.

Два часа — это не так уж и много, особенно если есть над чем подумать. Когда же наконец отпущенное время истекает и начинается опрос, то в ход идут вышеупомянутые пакеты с предметами продолговатой формы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются ни чем иным, как водкой. Студент подходит к преподавателю с совершенно красным (больше от волнения, чем от стыда) лицом, и у всех на глазах раскрывает его , показывая его содержимое. У преподавателя лицо приобретает какое-то придурковато-удивленное выражение, после чего бутылки из пакета перекочевывают в маленький шкафчик возле доски. На этом контрольный рубеж для давателя заканчивается, и он с ехидным достоинством удаляется на работу. Впрочем, не только он один — свою лепту вносит и другой студент, который также удаляется вместе с давателем по каким-то своим делам.

А после этих событий снова остаются мысли, которые как назло лезут в голову, хотя их никто и не просил лезть туда. Дешево что-то нынче у нас подполковники стоят — видать, совсем отощали на государственных-то харчах. Ладно, можно сделать скидку на то, что это не такая важная птица, что практически весь смысл этой кафедры заключается в одном-единственном — чтоб было, но, пардон, из мелочей складывается общее целое. То есть если перенести эту самую водку (обычно мы ее называем «экстерном») на масштаб страны, то можно сделать и определенные выводы. А они, прямо скажем, неутешительные. Представим на секунду, что все подполковники всех подобных учреждений — не дураки выпить, и с удовольствием принимают любую жидкость вместо положенных знаний; все офицеры, «прошедшие» подобную подготовку и которым отдавать команды солдатам — такие вот раздолбаи вроде наших «экстернистов». Ко всему прочему, они ж еще и связистами являются: по крайней мере, так будет написано на бумаге. Отталкиваясь от этого предположения, нетрудно себе представить, какими идиотами будут их подчиненные и к чему все это приведет …

Прошу заметить: наша военная кафедра является ячейкой армии, и по тому, что творится в этой ячейке, можно судить и о состоянии всего организма. А оно явно нестабильное.

Тут кто-то может сказать, что описанная выше ситуация довольно распространена, и ничего тут особенного нет, что банально это все по большому счету. Но, простите, если не стоит внимания это происшествие, то что же тогда вообще стоит внимания? Ведь задета святая святых — российская армия, напомню вам, система, которая отвечает за безопасность своих граждан. А если эту систему можно купить буквально за поллитру, следовательно, она уже ни за что не отвечает и ничего не гарантирует.

Так что если в одно прекрасное утро мы проснемся от ощущения того, что взлетаем на воздух, попрошу не удивляться, а воспринимать это как само собой разумеющееся. Как взятки, например.

P.S. Эта статья была написана мной задолго до приказа о всеобщей воинской обязанности, в сентябре 1999 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *